кто
Безответственно обещать, советовать и т. п. Имеется в виду, что лицо (Х) не задумывается о том, каковы могут быть последствия того, что он сообщает, для других.
Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х бросается словами.
Именная часть неизм.
Часто с отриц. не.
В форме инф. со словами любит, привык, горазд и т. п.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ [Рудаков:] Я рекомендую не бросаться словами относительно планирования. Н. Погодин, Поэма о топоре.- Не стоит бросаться словами: обещаешь, а вдруг у тебя ничего не получится. (Реч.)
⊛ У неё умный сын, словами не бросается, если он говорит, что немцев побьют, значит, он знает. И. Эренбург, Буря.
- Мой друг словами не бросается: если что задумает, то и делает без лишних слов. (Реч.)
⊜ - Ты, Манджура, брось, меня не пугай! - закричал Яшка. - Исключайте меня из комсомола!.. - Вот теперь я вижу, что тебя обязательно надо исключить из комсомола!.. Если ты можешь бросаться такими словами. В. Беляев, Старая крепость.
- Напрасно ты бросаешься словами, у тебя же не будет возможности выполнить столько обещаний. (Реч.)
⊝ (Только с отриц. не.) - Я не бросаюсь словами: если что обещаю, то обязательно выполню. (Реч.)
культурологический комментарий:
Образ фразеол. соотносится с мифологическими представлениями об окультуренном мироустройстве, преобразующем в сознании человека хаос в антропоморфный космос, воспринимаемый "на веру" как объективный миропорядок. Слово принадлежит к антропному коду культуры и метонимически, т. е. по смежности, отождествляется с высказыванием. Глагольный компонент бросаться также соотносится в этом его смысловом содержании с антропным кодом культуры. Метафорическое основание фразеол. сохраняет связь с религиозно-христианским мировосприятием, в котором слово освещено светом Библии: "В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1: 1). Слово помогает делу. см. в фольклорных текстах: У него слово с делом не расходится; У него слово - закон; Сказано - сделано.
фразеол. в целом выполняет роль стереотипного представления о нарушении культурной установки, согласно которой слово (как и речь человека) - это такая же ценность, как и целенаправленный труд.